Комитет по природопользованию, охране окружающей среды
и обеспечению экологической безопасности

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Аварийно-спасательная служба по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на акваториях и выполнению ледокольных работ «ПИЛАРН»

Горячие точки Невы

Дата: июль 17, 2020

В Петербурге регулярно проходят рейды по мониторингу экологической обстановки на акватории Невы и ее притоков. Наш корреспондент побывал в одном из них и посмотрел, как работают специалисты, контролирующие чистоту воды в городе.

Государственное унитарное предприятие «Пиларн» – городская аварийно-диспетчерская служба по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. Под ее надзором – бассейн реки Невы и восточная часть Финского залива, а также все водоемы города. Техническое оснащение «Пиларна» позволяет работать как на больших водных пространствах, так и на малых реках, каналах и даже ручьях. В распоряжении экологов – и амфибии, и скоростные катера, и многоцелевое ледокольное судно «Невская застава».

У Воскресенской набережной нас ожидает быстроходный катер «Silver 740». В случае поступления сигнала о нефтеразливе он выполняет роль разведчика. Если сведения подтверждаются, то в работу включаются главные силы «Пиларна». По нормативам им дается 20 минут на выход и 2,5 часа на полное развертывание и начало работ.

…Катер, ворча моторами, отходит от причальной стенки. За рулем – начальник аварийной службы ГУП «Пиларн» Александр Иванов. Сопровождает нас заместитель начальника отдела координации аварийных работ, начальник мобильной экологической дежурной службы комитета по природопользованию Николай Смирнов.

Несколько минут хода – и катер ложится в дрейф у Свердловской набережной. Это первая проблемная точка.

Долгое время Свердловская набережная в районе улицы Ватутина оставалась настоящей горячей точкой для аварийных служб. Статистика сбора нефтеводяной смеси (НВС) на этом участке просто пугает: в 2011 году собрано 11 450 кг, в 2012-м – 2300 кг, в 2013-м – 10 700 кг, в 2014-м – 5150 кг. Последний крупный сброс в этом районе произошел в 2018 году. Тогда катера «Пиларна» собрали 450 кг НВС.

В районе улицы Ватутина под набережной скрываются трубы сброса воды, которая используется в работе многих предприятий, например, для охлаждения механизмов. Вернуться в акваторию вода должна, пройдя через очистные сооружения. Однако случаются чрезвычайные происшествия, и в водосток попадают нефтепродукты. Добропорядочные пользователи о таких случаях сообщают сами. Другие же проблему скрывают. А некоторые даже не подозревают, что стали источником загрязнения.

– Правый берег Невы – это глобальная промзона, здесь сосредоточено множество крупных предприятий, – рассказывает Николай Смирнов. – У труб есть множество подключений. Некоторые сделаны незаконно еще в 1990-е.

В конечном счете регулярные сбросы нефтепродуктов было решено пресечь.

– Была создана рабочая группа, – вспоминает Николай Александрович. – Сотрудники из Управления Росприроднадзора выходили на территорию промзоны, шли по трубе и методично проверяли все предприятия, которые ею пользуются. Выбросы прекратились: серьезных аварий нет уже два года. Но объект остается на контроле.

Охта

Малым ходом поднимаемся вверх по течению. В Охту впадает много речек и ручьев: Оккервиль, Лубья, Горелый ручей. Эти названия – по сути география аварий. Один из источников загрязнения – ливневая канализация и дождевые выпуски.

– Ситуация простая: на дороге было разлито моторное масло, его смыло дождем, и вот оно через ливневую канализацию попадает в реку, – поясняют специалисты.

Низкие берега с зеленеющими газонами сменяются высокой стенкой набережной. Ворчание двигателей отражается от нее эхом.

– Другая проблема – неучтенные трубы, оставшиеся с советских времен, – продолжает рассказ Николай Смирнов. – Часто бывает так. В советское время было предприятие. В 90-е оно закрылось, в нулевые его демонтировали. Сейчас возводят жилой комплекс. Но трубы-то остались в земле, их никто не убрал. Стоит случиться сильным осадкам – и все попадает в реку.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» борется с этой проблемой, ведет планомерный учет бесхозных стоков. Если труба нерабочая, то выпуск глушится, приемная часть демонтируется. Попутно Водоканал работает над тем, чтобы такие выпуски перенаправить в городскую канализацию.
Проспект Обуховской Обороны

По словам специалистов, источник загрязнения не всегда удается обнаружить сразу.

…Мы дрейфуем у стенки набережной в районе Обуховского завода. Я слушаю очередной рассказ экологов.

С конца апреля 2019 года от жильцов соседних высотных домов стали поступать обращения – с верхних этажей они видели радужные разводы на воде. Специалисты искали долго, изучили весь берег. И вроде нашли – в малолюдной его части под железобетонными плитами лежала канистра с маслом. Убрали. Но нет, опять сигнал от жильцов дома: идет пленка.

В сентябре 2019 года было проведено водолазное обследование. Ни труб, ни бочек на дне не обнаружили. Начали исследовать набережную.

В итоге нашли-таки следы протекания вещества, напоминающего мазут.

– Наш водолаз поднырнул под набережную и обнаружил, что берег под бетоном черен от мазута. Происхождение его неизвестно, – продолжает Николай Смирнов.

Как он там оказался – никто не знает. Была информация, что в этом месте вовремя Великой Отечественной войны проводилась перекачка мазута для нужд фронта.

В районе загрязнения установили боновые заграждения, источник обработали активной пеной. Место остается на постоянном контроле.

Источник: https://vecherkaspb.ru/goryachie-tochki-nevy/