Комитет по природопользованию, охране окружающей среды
и обеспечению экологической безопасности

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти «Пиларн»

Безопасность судоходства под контролем

Дата: июль 6, 2020

Нева – один из ключевых водных путей Северо-Запада России. За навигацию 2019 года по Неве и системе Волгобалта прошли 19279 судов. Это 15,7 млн тонн различных грузов. Обеспечение безопасности на столь загруженной магистрали – крайне важная задача. Спасательное судно «Невская застава» как раз напрямую занято в этом процессе.

Нева хорошо оборудована для судоходства. Однако несмотря на изученность фарватера и налаженную лоцманскую проводку судов, она остается крайне непростой для проводки судов. В результате возникают аварийные ситуации. Самый распространенный вариант – посадка на мель. Вот тут и вступают в дело спасатели. Наш корреспондент побывал в одном из рейдов «Невской заставы» и узнал об особенностях этой работы.
Общими усилиями

30 апреля в районе садоводческого массива Большие Пороги сел на мель «Нефтерудовоз 58М». Как сообщило Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей», судно с пустым трюмом шло из Петербурга в Череповец. Сначала, чтобы стащить его с мели, был отправлен озерный буксир «Герой Иван Сивко». На следующие сутки группировка была увеличена до трех буксиров. Когда и они потерпели неудачу, к месту аварии подошли многоцелевой аварийно-спасательный буксир-ледокол «Невская застава», а также нефтесборщик-бонопостановщик «Редут», буксир «Ялта», нефтемусоросборщики «Дозор» и «Заслон». Все они – часть природоохранного флота государственного унитарного предприятия «Пиларн», специализирующегося на ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории Петербурга. Их совместными усилиями операция была завершена.
Знакомство

Многоцелевой аварийно-спасательный буксир ледокольного класса «Невская застава» базируется в Уткиной Заводи, близ Обуховского моста. Нас встречает его капитан Андрей Цымбалов, ветеран речного и морского флота, начинавший матросом, впоследствии служивший капитаном и на пассажирских теплоходах, и на грузовых судах класса «река-море». На «Невской заставе» он служит уже почти десять лет.

– Наше судно – многофункциональный ледокол – спущено на воду 13 октября 2009 года. Разработан он был специально для акватории нашего города и применяется круглый год, – рассказывает Андрей Викторович. – Зимой мы сопровождаем суда, застрявшие в непогоду во льдах. Проходим по Неве и, разбивая лед, снимаем нагрузку с опор мостов. Опять же, ломая лед, контролируем уровень воды в Неве, боремся с зажорами (скопление рыхлого льда в русле, ограничивает течение реки, наблюдается в начале зимы. – Прим. авт.) и заторами (скопление льда в русле, ограничивает течение реки, образуется в конце зимы и весной. – Прим. авт.). Эти явления нужно контролировать, тогда можно избежать подтопления берегов.

Вообще ледокол «Невская застава» уникален. Например, одна из его особенностей – конструкция рулевой рубки: для прохода под мостами она опускается на могучих домкратах, антенное оборудование складывается. Также на судне применены винто-рулевые колонки, благодаря чему ледокол обладает поразительной маневренностью. Мощность двигателя – 5000 лошадиных сил. А это очень много. Например, суммарная мощность главных двигателей буксира-толкача «Герой Иван Сивко», трудившегося над спасением нефтерудовоза в первый день аварии, – «всего» 1400 лошадиных сил.
Решает многие задачи

– «Невская застава» предназначена для решения многих задач, – продолжает рассказ капитан. – Мощная лебедка на носу позволяет буксировать судно или другой объект задним ходом.

На корме две лафетные пушки для пожаротушения, производительность каждой – 170 кубических метров в час.

– У нас вдоль обоих бортов, чуть выше уровня палубы, проходят трубы, – поясняет капитан. – Они питают водой жиклёры (устройства с калиброванным отверстием для дозирования подачи жидкости. – Прим. авт.), установленные на внешней стороне корпуса. Представьте: мы приходим тушить объект. И чтобы наше судно не пострадало, включаем водяную завесу.

Также на корме «Невской заставы» установлен манипулятор – он помогает в погрузке на борт чего-либо. Основное же его предназначение – сбор нефтепродуктов. Для этого на него надевается специальная механическая щетка с насосами. Вращаясь, она словно наматывает нефтяную пленку, насосы же откачивают нефтеводяную смесь (НВС). Есть еще 200 метров боновых заграждений. Разворачиваются они совместными действиями экипажа и других судов флота «Пиларн». Зимой место катушки с бонами занимает амфибия «Труксор», способная передвигаться по любым поверхностям – будь то вода, лед, снег, песок.

Как видите, у нашего города есть все необходимые силы и средства для обеспечения безопасности судоходства на Неве, в том числе и для решения подобных непредвиденных ситуаций.

Источник: https://vecherkaspb.ru/bezopasnost-sudohodstva-pod-kontrolem/